EN

Андрей Мельниченко в СМИ

16 Июля 2013

Инженерный класс и музей науки… А вам слабо?

Школа №4 выиграла грант Министерства образования Хакасии

В учебных заведениях республики - разгар отпускного сезона. Педагоги и школяры набираются сил к предстоящему учебному году. А вот в школе №4 совсем не отпускные, а очень даже деловые новости - в очередной раз педагогический коллектив во главе с директором Ириной Бурояковой стал победителем конкурса инновационных проектов и получил полумиллионный грант Министерства образования РХ.

Теперь в нашем городе появится Музей науки, который будет создан в рамках проекта "Школа - центр профессионального самоопределения СУЭК", благодаря которому это учебное заведение приобрело статус экспериментальной площадки Министерства образования Хакасии. Кстати, выступать в роли смелых экспериментаторов школе не привыкать - с приходом Ирины Васильевны был сломан стереотип о школе поселка как об окраинной. Тогда педагогический коллектив во главе с молодым креативным директором одним из первых в республике стал внедрять самые передовые идеи образования и мог похвастаться компьютерными классами и системой видеонаблюдения, в то время, когда центральные школы только собирались приобщиться к информационным технологиям.

Сегодня у коллектива педагогов-единомышленников новая задача - связать образовательный процесс с профессиональным самоопределением школьников так эффективно, чтобы выпускать в жизнь молодых людей, не метущихся в поисках куда бы поступить, а твердо решивших, кто кем хочет быть. Это даст выпускникам не только уверенность в выборе жизненного пути, но и серьезную мотивацию к обучению.

Подробно о новом проекте мы попросили рассказать Ирину Васильевну.

- Итак, откуда идея?

- Как часто бывает? Родители, не реализовав себя (по их же мнению), решают, что ребенок достоин самого лучшего, и начинают его "кошмарить" - отдают в гимназический класс с углубленным изучением предметов, и, следовательно, с огромной нагрузкой. В своем чаде они видят не личность с конкретными потребностями, а только собственную мечту. И не берут в расчет, что в силу физиологических причин ребенок просто "не тянет" программу, а значит, переходит в разряд неуспевающих, у него понижается самооценка, развиваются комплексы.

Но родители уверенно идут к цели - получить на выходе из школы будущего студента юридического или экономического факультета престижного вуза, пока у сына или дочки не начинается нервный тик или заикание. А дело в том, что нужно позволить ребенку прислушаться к себе и помочь ему выбрать собственный путь самоопределения в соответствии с особенностями характера и показателями здоровья. Это совсем не означает - махнуть рукой и позволить - чаду бездельничать. Конечно же, нет! Нужен и контроль, но главное - помощь, и здесь без сотрудничества со школой не обойтись.

А идею проекта подсказала сама жизнь. Ушла в прошлое система профориентации в том виде, в котором она была востребована в советские времена, но эта работа необходима. Что же получается сегодня? Проводя в течение нескольких лет мониторинг поступления выпускников нашей школы в училища, техникумы и высшие учебные заведения, мы пришли к выводу, что ребята после девятого и одиннадцатого классов профессионально не сориентированы и выбирают будущую профессию по принципу "самая престижная", те, что на слуху: менеджер - экономист-юрист. При этом адекватно не оценивают ни свои способности, ни потребности рынка труда. В будущем это приводит к серьезным последствиям. Поэтому мы решили изменить подход к профориентационной работе. Ведь проблема неосознанного выбора своего пути школьниками "тянет" за собой и проблему отсутствия мотивации обучения. Дети не умеют ставить цели, не понимают, чего хотят, а это напрямую связано с качеством образования.

Так появился проект "Школа - центр профессионального самоопределения СУЭК", партнерами в котором выступает ООО "СУЭК-Хакасия".

- И в чем суть вашей разработки?

- Несмотря на сложности с финансированием к реализации проекта мы приступили два года назад и начали с задач, которые не требуют серьезных затрат.

В рамках проекта в школе будут действовать четыре центра: мониторинга, диагностики и консультирования; информационный, профессиональных проб и центр проектной и исследовательской деятельности.

Три из них работают уже два года.

Первый центр возглавляют психологи. Используя различные современные методики, определяют, какое направление ближе ребенку - естественнонаучное, гуманитарное или техническое.

Информационный центр работает со школьниками разных возрастов. На уровне начальной школы ребятам дается общее представление о мире профессий через встречи с родителями ("Субботний университет"), мероприятия, различные конкурсы. Например, на ура прошел творческий конкурс по созданию семейного древа профессий.

На уровне среднего звена - начинается работа с менторскими компаниями (у нас - с ООО "СУЭК-Хакасия"). Это уже, образно говоря, "выход в поле" и ближе к профессиональным пробам. Если раньше дети знали о профессиях со слов родителей и учителей, то на этом этапе они выезжают на экскурсии, общаются со специалистами, готовят рефераты. Вы не представляете, сколько эмоций вызывает посещение разреза! Ребята осваиваются в кабине шагающего экскаватора, БелАЗа, бульдозера. Самые смелые садятся за рычаги, в кресло водителя. Они ощущают мощь техники и могут реально оценить, что же это такое - угольный разрез. Огромное спасибо руководителям ООО "СУЭК-Хакасия", которые, оставив дела, выезжают на встречу со школьниками. Это очень показательно и важно.

Информационный центр на уровне 9 -11 классов - это уже более серьезная работа.

Согласно сегодняшним требованиям предпрофильные классы можно создавать с 8-9-го, а профильные - это 10 -11-й. Но мы считаем, что это поздно. Работу по самоопределению нужно начинать с первого класса. Тогда к пятому наставникам будет понятно какое направление ребенку близко. Поэтому по итогам нашего проекта мы предполагаем открыть предпрофильные классы уже для пятиклассников по трем направлениям: физико-математическому (к этим предметам привязаны технические и экономические специальности), естественнонаучному (биология, химия) и гуманитарному (история, литература, обществоведение и т.д.). Тем более что это будет не догма, а подвижная модель.

Ребята смогут пробовать себя в разном, чтобы окончательно решить, что им ближе всего, "девятому классу они должны окончательно определиться и уже в десятом выбрать обучение в инженерном, экологическом либо в классе менеджмента. Эти классы появятся в школе тоже благодаря проекту, и для них будет разработан фирменный стиль "СУЭК-класса".

Центр проектной и исследовательской деятельности предполагает научные исследования, связанные с работой угольной отрасли. Это направление будет проходить сквозь все возрастные параллели. Планируем, что в старших классах дети смогут проходить пассивную практику на предприятиях СУЭК, по итогам которой будут писать и защищать курсовую работу.

А вот Центр тренингов и профессиональных проб начнет работать в следующем году. 3аниматься в нем будут ребята, начиная с пятого класса. Это очень интересно и ново для школы, ведь центр - это лаборатории с тренажерами, где бы дети могли попробовать себя в разных направлениях. В рамках этого же центра и будет создан Музей наук, с которого мы начали разговор. Через него хотим прививать детям интерес и любовь к школьным предметам.

Где вы его планируете разместить, и какие это будут тренажеры?

- Вот здесь нам не обойтись без помощи нашего социального партнера - ООО "СУЭК-Хакасия". Именно Сибирская угольная энергетическая компания берет на себя материальное обеспечение этой части проекта. На базе МТС будут подготовлены помещения для лаборатории и Музея наук, приобретены и установлены тренажеры, имитирующие рабочее место машиниста экскаватора, водителя БелАЗа и других. Мы же в свою очередь, благодаря средствам, выделенным по гранту Министерством образования на создание Музея наук, приобретем и изготовим необходимые экспонаты.

- Почему именно Сибирская угольная энергетическая компания стала вашим партнером в проекте?

- Во-первых, СУЭК как социально ответственный бизнес на протяжении многих лет уделяет большое внимание развитию территорий, в которых действуют ее разрезы и шахты. Во-вторых, ООО "СУЭК-Хакасия" - градообразующее предприятие и наши шефы. И в-третьих, работа по привлечению молодых специалистов в компании поставлена очень серьезно. Мы же начнем готовить угольщиков, можно сказать, со школьной скамьи, ведь проект предполагает разработку индивидуальных планов сопровождения карьеры для каждого ученика, успешную подготовку к сдаче ЕГЭ, что поможет поступлению на бюджетные места в горные вузы по выбранной специальности. Поэтому у нас в этом проекте взаимовыгодный интерес.

Причем не замыкаем проект только на себя. В нашей школе в инженерном, экологическом и в классе менеджмента смогут дистанционно получать дополнительное образование ученики 10-11 классов из Усть-Абаканского, Бейского, Алтайского районов - территорий присутствия СУЭК. Все технические возможности в школе для этого есть.

- Что ж, ваши идеи интересны, и в этом направлении вы торите дорогу первыми в республике.

- Работы много, но мы рассчитываем на то, что в результате для предприятий СУЭК будут подготовлены крепкие молодые кадры - креативные и амбициозные - те, кто будет работать уже на завтрашний день. Надеемся, что наш проект поможет будущим выпускникам и их родителям правильно сориентироваться в выборе профессии и карьеры, что в будущем положительно скажется на развитии экономики города, которая сегодня испытывает острый дефицит высококвалифицированных кадров.

Источник: Черногорский рабочий, М.Задорожная
Наверх