EN

Андрей Мельниченко в СМИ

24 Августа 2016

Уголь будущего

Российские угольщики приложили максимум усилий, чтобы укрепить свои позиции на международных рынках. Крупнейшей угледобывающей компанией России является Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК, входит в ТОП-10 мировых производителей). По итогам 2015 года компания Андрея Мельниченко добыла 97,8 млн тонн угля и продала 101 млн тонн, из них в РФ - 54,2 млн тонн (рост на 9%). На СУЭК пришлось 39% поставок энергоугля в РФ, следом идут «Русский i уголь» Михаила Гуцериева и входящий в Еп+  Олега Дерипаски «Востсибуголь» (оба по i 8%), УГМК (7%), «Южный Кузбасс» (входит  в «Мечел», 3%).

Топливо №1

Уголь — самое дешевое, безопасное и доступное топливо для энергетики. И будет оставаться таковым еще много лет. Угольная промышленность РФ является одной из системообразующих отраслей экономики страны. 50% электроэнергии в Сибири и на Дальнем Востоке производится угольной генерацией.

Несмотря на кризис, для российской угольной промышленности 2015 год стал годом новых рекордов: добыча составила 371,7 млн тонн, что на 4% выше, чем в 2014 году (358,2 млн тонн). Это самый высокий показатель за всю постсоветскую историю. При этом почти половина общего объема поставок ушла на экспорт (по данным ФТС — 152,66 млн тонн).

В России подземным способом добывается около 100 млн тонн угля, открытым — около 270 млн тонн, Угольная отрасль полностью является рыночной и не имеет государственных предприятий. Сегодня в ней трудится более 148 тыс. человек. Плюс —   действующие шахты, разрезы и обогатительные фабрики обеспечили создание еще i 500 тыс. рабочих мест в смежных отраслях. Угольные предприятия являются градообразующимидпя31 моногорода, в которых проживает около 1,5 млн человек.

По объемам экспорта угля Россия занимает третье место в мире после Индонезии и Австралии. А уголь входит в пятерку основных экспортных товаров России, обеспечивающих валютные поступления в страну.

Расклад сил

Крупнейшей угледобывающей компанией России является Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК, входит в ТОП-10 мировых производителей). По итогам 2015 года компания Андрея Мельниченко добыла 97,8 млн тонн угля и продала 101 млн тонн, из них в РФ — 54,2 млн тонн (рост на 9%). На СУЭК пришлось 39% поставок энергоугля в РФ, следом идут «Русский i уголь» Михаила Гуцериева и входящий в Еп+  Олега Дерипаски «Востсибуголь» (оба по i 8%), УГМК (7%), «Южный Кузбасс» (входит  в «Мечел», 3%).

Главный угледобывающий центр страны — Кузбасс. Ему уступают по объемам добычи, количеству шахт, разрезов и обогатительных фабрик другие крупные угольные бассейны.

Тенденции

Вместе с тем рекордные объемы добычи российскими угольными компаниями за последние полтора года вряд ли можно назвать трендом, скорее они шли вопреки рынку. Внутри России на руку угольщикам сыграла маловодность прошедшей зимы и некоторое замещение гидрогенерации угольной. А на мировой арене сегодня уголь подвергается нападкам со стороны действующих под прикрытием экологической повестки конкурентов по рынку и союзных им политиков.

«В США в связи с успехами сланцевой революции падение цен на уголь от пиковых значений было 3-4-кратным. Это уже обернулось финансовыми трудностями и банкротствами угольных предприятий. У нас за последнюю пятилетку экспортные цены на российский энергетический уголь в долларах снизились в 1,6 раза, на коксующийся — в 2,2 раза», — отметил начальник аналитического отдела ИК «Церих Капитал Менеджмент» Николай Подлевских.

С 2011 года цены на энергетический уголь на европейском и азиатском рынках снизились со $130 до $49 за тонну в 20IS-м. Правда, в первом полугодии этого года цены показали незначительный рост. Частично восстановление было связано с ростом цен на нефть и природный газ. Но делать долгосрочные позитивные прогнозы никто не берется.

В начале XXI века, на волне роста потребления угля в мире, особенно в Китае, во всем мире многие инвесторы вложились в новые угольные мощности. А потом экономический рост замедлился и предложение угля начало превышать спрос. И пока они не сравняются (на мировом рынке примерно 100 млн тонн избыточного угля), ценовая ситуация вряд ли нормализуется. Как считает аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк, пока конъюнктура угольного рынка остается слабой: сказывается большое количество игроков, каждый из которых практически никак не может влиять на цены, и ограниченное число крупных потребителей.

Но, несмотря на коллизии рынка, в перспективах угля как базового вида топлива на многие десятилетия вперед никто не сомневается . Международное энергетическое агентство прогнозирует, что угольная генерация электроэнергии к 2040 году возрастет приблизительно на 24%. Нельзя забывать, что в мире живет более 1 млрд человек, не имеющих доступа к электроэнергии, — и уголь является для них наиболее доступным, экономически обоснованным и, при соблюдении ряда условий, высокоэкологичным способом этот доступ получить.

Экономическое чудо Китая последних 20 лет базировалось на доступе промышленности к надежной и дешевой угольной энергетике. Сейчас по этому же пути семимильными шагами идет Индия, которая в первом квартале этого года обогнала Китай по экономическому росту и показала самый высокий рост ВВП в мире — почти 8%. По прогнозу Международного энергетического агентства, в предстоящие пять лет спрос на уголь будет расти в первую очередь за счет Индии и стран АСЕАН. В то время как на таких рынках, как Европа, США, ЮАР и Китай, его потребление будет оставаться неизменным или сокращаться.

Еще один источник роста — Япония. По оценке Bloomberg, в ближайшие три года уголь станет крупнейшим источником для генерации электроэнергии в этой стране, обогнав природный газ и устаревающие атомные мощности. Рынок Японии по-прежнему очень заинтересован в российском угле, признают эксперты.

Как себя в этих условиях чувствуют российские угольщики? «Прошедшая девальвация рубля, дававшая угольщикам ощутимый гандикап, в 2016 году во многом исчерпала себя как по причине довольно сильного подрастания рубля за последние месяцы,так и в связи с прошедшими девальвациями валют других стран-поставщиков (Австралия, Индонезия). Предприятия отрасли с большим трудом изыскивают возможности долгосрочных инвестиций. По оценкам

Минэнерго, инвестиции в отрасли составят около 3,6 трлн рублей», — заметил Николай Подлевских.

Российские угольщики выстраивают стратегии, исходя из текущей ситуации. Прежде всего упор делается на современное оборудование и технологии, которые позволяют повышать эффективность производства, а значит, снижать себестоимость. За последние несколько лет отечественные угольные предприятия установили серию мировых отраслевых рекордов. Среди мировых рекордсменов — Тугнуйский разрез в Бурятии, Восточно-Бейский и Черногорский разрезы в Хакасии, предприятия в Кузбассе.

Второе направление — поставлять потребителям более качественный, очищенный уголь, то есть, везти не тонны, а калории. Это реализуется через строительство новых и модернизацию действующих обогатительных фабрик. Г енеральный директор СУЭК Владимир Рашевский отмечает, что спрос на более качественные угли продолжает расти. И, по всем прогнозам, рост потребления таких углей сохранится и в дальнейшем. В том числе, на их использование ориентируются азиатские страны, активно развивающие современную и эффективную угольную энергогенерацию. Поэтому так важно предлагать на рынок именно обогащенный уголь. «В конечном итоге, — говорит В.Рашевский, — мы нацелены на то, чтобы практически весь уголь, который СУЭК поставляет на экспорт, проходил обогащение. Поэтому мы планируем дальнейшее расширение наших обогатительных мощностей во всех регионах, в которых развиваем добычу каменных углей. Это и Кузбасс, и Хакасия, и Бурятия, и Забайкалье, и Хабаровский край».

Развитие угольной отрасли также зависит от железнодорожных тарифов. «Центр добычи угля в стране смещается в сторону Восточной Сибири и Дальнего Востока. Перевозки угля составляют около 26% общего объема грузоперевозок железнодорожного транспорта. На перевозки угля действует целый ряд различных понижающих коэффициентов, например, около 0,9 на экспорт энергетических сортов. В результате средний уровень тарифа на перевозки, например, энергетического угля почти вдвое дешевле базового тарифа грузов первого тарифного класса и на 75% ниже цен второго (расчетный уровень безубыточности). Но, учитывая низкие цены на уголь, железнодорожные тарифы могут составлять до половины его конечной цены», — сообщил Алексей Калачев.

В этой ситуации угольщики активно взаимодействуют с РЖД в вопросах повышения эффективности перевозок. Это, в частности, расшивка узких мест на дальних подходах; поддержка развития технологий формирования маршрутных отправок из инновационных вагонов повышенной грузоподъемности; увеличение скорости движения поездов и массы груза в поезде; дальнейшая оптимизация тарифной политики.
Источник: Сергей ДРОЗДОВ, Московский комсомолец в Кузбассе
Наверх